15.10.09 «Хуун Хуур Ту»: когда слов не хватает

Они ворвались в наш мозг и оставили там отпечатки копыт… Предсказание американских критиков, уже лет 15 безоглядно влюбленных в тувинский квартет «Хуун Хуур Ту», на прошлой неделе сбылось и в Ижевске.

Эссенция любви.
Музыканты «Хуун Хуур Ту» сегодня – самые известные проводники, ретрансляторы традиционной тувинской культуры. Инструменты они делают своими руками (признанный мастер в группе – Алексей Сагырлар), но учились у стариков. В пении тоже практикуются у мастеров старших поколений. Занятия проходят отнюдь не в классе. Степной стиль каргыры нужно петь в степи, горный, соответственно, – в горах. Там и совершенствуются, стремясь не просто добиться идеальной работы горловых мускулов, но достичь гармонии с миром, со стихиями природы. «Горная каргыра – это когда мужчина сидит в ущелье и поет вместе со скалами, с небом, когда вступает в дуэт с эхом», – объясняет участник группы, певец и исполнитель на дошпулууре (тувинской домре из лиственницы и кожи горного козла со струнами из конского волоса) Саян Бапа. О манере, когда певец выводит горлом несколько тонов одновременно, причем низкий тон звучит мощным гулом, а верхний – причудливой нежной мелодией (стиль хоомей), замечает: «Это флейта нашей души». А всей манере дает такое определение, что дух захватывает.
Поэтому ни малейшего удивления, что великий романтик и мелодист Стиви Уандер навзрыд рыдал на совместном концерте «Хуун Хуур Ту» и «Moscow Art Trio», и поднялся на сцену, чтобы вплести свой голос в их небывалую симфонию во имя мировой гармонии.
На встрече с журналистами в пресс–центре медиагруппы «Центр» музыканты «Хуун Хуур Ту» подтвердили, что с каждым тувинским инструментом связана древняя легенда. Потому что сами инструменты – это продолжение мифов и легенд, их воплощение. Стоило задать Алексею Сагырлару вопрос, всегда ли у двухструнного прообраза виолончели игыла завиток в форме лошадиной головы, как в ответ прозвучала степная история тысячелетней давности. У юноши погиб любимый конь, на котором он выиграл множество скачек и которого почитал за своего вернейшего друга. Ночью конь пришел в сон юноши и сказал, что тот должен взять волосы из его хвоста, сделать из них струны и смычок и создать музыкальный инструмент. Тогда его лошадиная душа войдет в этот инструмент и останется с юношей навсегда, в печали и радости. Человек выполнил просьбу коня, и новый инструмент зазвучал небывалой красотой, и в его голосе юноша услышал и свист ветра при бешеной скачке, и мягкий шелест травы под копытами, и ощутил в сердце ту же радость, как в те дни, когда ездил на своем любимце, – и юноша понял: его конь и вправду вернулся к нему в музыке.

Индейцы – правнуки тувинцев. Концерт «Хуун Хуур Ту» в Ижевске – событие экстраординарное. Группа почти все время проводит в западных турне и на лучших фестивалях world–music. Буквально накануне ижевского концерта меломаны в Челябинске штурмом брали здание филармонии, которое не смогло вместить всех желающих попасть на концерт тувинцев. Ижевский зал был неполон – то ли потому, что своей этники много, то ли не решились люди поверить в возможность этого счастья… В антракте, наблюдая за тем, как зрители сметают с прилавка диски группы, организатор концерта Владислав Пименов (Promo group) с уверенностью говорил: «Следующие концерты тувинцев в Ижевске делать будем. Эта музыка в городе должна звучать непременно».
И, надо сказать, так искусство «Хуун Хуур Ту» действует на всех обитателей нашего прагматичного века. Продюсер группы Александр Чепарухин коротко набрасывает путь квартета от безвестности в Кызыле до главного явления мировой этносцены:
– Мне посчастливилось работать с этими музыкантами с 1994 года. Первые большие гастроли «Хуун Хуур Ту» по США в том году были признаны лучшим событием в эномузыкальной концертной деятельности. А ведь нужно помнить, сколько хороших музыкантов выступает в Америке! Тогда группа произвела настолько мощное впечатление на Фрэнка Заппу, одного из величайших музыкантов ХХ века, что он не раздумывая предложил ей записываться в его голливудской студии. К сожалению, его смерть оставила этот проект незавершенным. Зато осуществилось сотрудничество «Хуун Хуур Ту» с гитаристом Реем Кудером и ансамблем «Кронос Квартет». И пиком помешательства Америки на «Хуун Хуур Ту» стал фильм 1994 года Уолтера Хилла «Джеронимо» (Columbia Pictures), весь саундтрек которого составлен из их композиций. Надо сказать, что фильм посвящен истории североамериканских индейцев, но музыка тувинцев легла на эту картинку, на этот сюжет безукоризненно.

От «горловика» из Бурятии я слышала, что музыка индейцев США действительно похожа на алтайскую, тувинскую, бурятскую…
Александр Сарыглар: – Основа, действительно, схожая. Да и сами индейцы считают, что их предки пришли на североамериканские земли из Средней Азии. Ученые могут с этим соглашаться или нет, но когда мы сравниваем музыку, то понимаем – да, все эти ребята когда–то ушли из наших мест.
Саян Бапа: – Сейчас традиции горлового пения распространены достаточно широко, они есть и на других континентах, и в разных странах Азии. Но сейчас уже очевидно, что именно в Туве глубже корни, разнообразнее стили. И ученые утверждают, что именно из Тувы эта музыкальная традиция в глубокой древности начала распространяться – до Монголии, до Бурятии… И, может быть потому, что так глубоки корни, традиция у нас сохраняется в первоначальной форме и до сих пор используется в повседневной культуре. (И в самом деле, авторитетные источники утверждают, что в Туве горловому пению легче научиться у обычного пастуха, а не в музыкальном учебном заведении – прим.авт.)

Прикамский сезон. Свежайшая работа с участием «Хуун Хуур Ту» – проект американского электронщика Кармена Риццо «Eternal», основой для которого стали песни тувинцев. Диск, датированный этим годом, уже выдвинут на престижнейшую мировую премию «Грэмми». Поскольку в Удмуртии проекты, синтезирующие этнику и электронику, тоже появляются с завидной регулярностью, я не смогла не спросить Александра Чепарухина:

В чем подлинное значение подобных синтетических проектов? Это продюсерские фишки или единственная возможность привести современного слушателя к этнической музыке?
– Важно понимать, о какой этнической музыке идет речь. «Хуун Хуур Ту» тем и хороши, что они традиционную музыку сделали не музейным экспонатом, а чем–то живым, что неотразимо действует на всех окружающих. И это притом, что все влияние современности на них заключается только в том, что они используют микрофоны. На их концертах просто не оказывается людей, которые бы сидели и недоумевали по поводу того, что здесь происходит. Всех очень быстро «вставляет». И, конечно, такой музыке не нужны слияния с другими жанрами, стилями, формами. Она настолько сильна и прекрасна, что просто кощунственно думать о том, как сделать ее более популярной или «доходчивой».


Обзор предоставлен газетой Business Class. Удмуртия.



Понравилась статья? + 0 0

Комментарии

Добавить комментарий

Сообщить об ошибке