30.09.09 Обзор новинок книжного рынка, "Асан", Владимир Маканин

«Асан» стал событием 2008 года, получив премию «Большая книга», но, признаюсь честно, прочитать роман Маканина очень долго не решался. Все–таки тема Чечни, мягко говоря, не из простых, даже смотреть сюжеты в «Новостях» тяжело, не говоря уже о чтении книг. Но, прочитав очередную уважительную рецензию, а вслед за ней критику «Асана» от Юлии Латыниной, понял, что читать книгу надо.
Главный герой романа (а одновременно и «герой нашего времени») – майор Александр Жилин. Он – начальник склада в Грозном, главный российский интендант в Чечне во время Второй чеченской войны. Майор должен обеспечивать бензином и соляркой военные гарнизоны. Он это и делает, но с выгодой для себя. Война – это хаос, объясняет Жилин, и если начальник гарнизона не готов делиться с интендантом каждой 10–й бочкой солярки, то останется совсем ни с чем. А еще Жилин продает горючее чеченцам и помогает матерям вызволять из плена их сыновей. Естественно, тоже небезвозмездно. «Я со своей соляркой для них всесилен. Я полубог. А солярка – амброзия». Но Жилин скромничает, для автора он не полу–, а настоящий бог военного времени, он – Асан, чеченский языческий идол, жаждущий крови. По всем принципам морали, Жилин – антигерой, но на войне другие законы, и здесь он человек, обеспечивающий хоть какую–то логику, какую–то стабильность. Там, где репортеры видят блестящие военные операции, Жилин видит невнятицу. Война в «Асане» лишена романтизма, ее главная характеристика – абсурд («война сама по себе абсурдна, пока она не кончится, пока нет победителя»), и поэтому ее участники начинают относиться к боям как к спорту, рассуждая, кто забил гол, когда «наши» выиграли, а когда сыграл вничью. Поэтому с чеченцами Жилин общается не как с врагами, а как с болельщиками из другой команды.
Отечественная военная проза обладает огромными традициями, и выступать на этом поле всегда не просто, но Маканин на то и живой классик, чтобы покорять подобные высоты. После выхода «Асана» многие бросали упрек в недостоверности, дескать, тот, кто не воевал, написать именно так, как было, не в состоянии. Но «Асан» – не документальный фильм, а литературное произведение, возможно, здесь и есть ошибки в нюансах происходящего, но с сутью войны, сутью человека автор разобрался. На чеченской бойне по определению не может быть героев, и бог войны здесь одновременно и бог торговли, и жаждет он не только крови, но и денег. Зачем критики Маканина доказывают, что Асан – идол вымышленный и нет его в мифологии? Какая разница? Главное, что у Маканина получилась жесткая и правдивая книга о войне, о том, что любой вор лучше, чем убийца.


Обзор предоставлен газетой Business Class. Удмуртия.



Понравилась статья? + 0 0

Комментарии

Добавить комментарий

Сообщить об ошибке