15.12.09 АВТОСТОП-АВТОЗАПУСК

Как часто мы делаем что-то в первый раз? С возрастом - все реже и реже. Боязнь, что не получится, и риск показаться неловким, неуклюжим отдаляют от нас новые знания и новый опыт. Намного проще успокаивать себя тем, что «и так все хорошо», закрывая глаза на новые возможности. Для собственного внутреннего спокойствия важно периодически показывать себе и другим, что «я знаю как надо, и все делаю правильно». И поэтому, когда я узнала, что одна моя подруга поехала автостопом ОДНА, первый раз в жизни, в 28 лет, я тихо позавидовала и удивилась.


В России автостоп существует давно, с тех самых пор как автомобиль превратился из роскоши в средство передвижения. Первые объединения автостопщиков появились аж в 1978 году (Ленинградская лига автостопа). Сейчас эти клубы организуют соревнования по автоспорту, проводят учебу для начинающих стопщиков (причем на очень серьезном уровне - с научной методологией, теорией и практикой). Но, не смотря на это, автостоп в России до сих пор имеет репутацию опасного и непредсказуемого вида спорта.


И поэтому для меня стало интересным понять, какой же он на самом деле, спросить об этом у человека, который сам ездил автостопом. И второй, наверно, более важный для меня вопрос - о том, что подталкивает человека получить новый опыт.


Как получилось так, что ты поехала автостопом, ведь есть расхожее мнение, что автостоп – это небезопасно, особенно для девушек.

- Ты знаешь, из вредности. Никто ведь не спонсирует, а путешествовать охота! На самом деле меня давно интересовал автостоп. Восхищали люди, которые вот так, запросто, могут выйти на трассу, остановить машину и ехать в выбранном ими направлении. И это не только свобода передвижения, это умение свободно общаться.

Первый раз я подумала о том, чтобы поехать автостопом, когда была на Алтае. Я тогда на дорогу только в одну сторону потратила 5 тысяч. И поэтому когда настало время возвращаться, я вспомнила про автостоп. Но у меня, к сожалению, не было тогда времени на эксперименты, поэтому пришлось возвращаться традиционным способом.


То есть экономия денег – это не последний плюс автостопа?

- Конечно. Но это не главное. Мне нравится путешествовать, открывать новые возможности, общаться с людьми! Автостоп позволяет соединить все это, да еще и минимизировать затраты на передвижение.


Все-таки расскажи, как это было в первый раз, ведь это было уже не в Алтае?

- Это было в этом году, летом. Я была в конном походе под Йошкар-Олой. За день до возвращения в Ижевск мне позвонили из тур-агентства, с которым я часто езжу, и пригласили съездить на музыкальный фестиваль «Баранка». Он как раз проходил в г. Волжске, в 100 км от Йошкар-Олы. Я подумала, что это и есть возможность прокатиться автостопом. Но, честно признаюсь, я не представляла, как это будет, и немного волновалась. Когда поехала на вокзал сдавать билет до Ижевска, я загадала, что если у меня его кто-нибудь купит, и я не потеряю в деньгах, тогда точно поеду автостопом. Так и случилось. К кассам подошел мужчина и спросил билет до Ижевска. Я ему продала свой билет. Но был еще один момент, тоже, можно сказать, знак судьбы. После того как я удачно продала свой билет, я позвонила инструктору нашего конного похода, Маше, и попросила приютить меня на одну ночь. Она сказала, что не против и предложила переночевать на сеновале у нее в деревне, где стоят лошади. А деревня эта (тут важно!) находилась в 2 км от Йошкар-Олы, как раз у трассы на Волжск. Я подумала, что все-таки это судьба. Даже ехать никуда не надо – проснулся утром, вышел на трассу и голосуй.


Итак, наступило утро.

- Да, я проснулась рано утром, вышла на трассу часов в 7. Волнение, конечно, было. Думала, какая машина остановится первой, скоро ли это произойдет. Тут еще тучи свинцовые ходили рядом. Думаю, не дай Бог, ливанет. Куда собралась? Сейчас бы спала в своей постельке, дома. В общем, решила, если через 15 минут никто не остановится – поеду на попутном автобусе. Проходит минут 10, останавливается Камаз. Я ему: подкините до Волжска? Он - «До Волжска, наверное, нет, а километров 50 проедем».


И тебе было не страшно? Все-таки Камаз… там какой-то шофер…

- А ты знаешь, нет. Ну, во-первых, он на работе, а во-вторых, как-то спокойно было на душе, не было страха вообще.

Итак, что было дальше?

- Я к нему села. Сразу стала рассказывать, куда я и зачем (я тогда уже знала, что главное для водителя в попутчике – интересный собеседник). В общем, разговор завязался. Я ему про свои походы, он – про Камазы, двигатели. Общаемся.


Начало положено

- Да. И тут он мне говорит, «все, я тут разворачиваюсь, а тебе нужно дальше». Я, конечно, выхожу. И тут понимаю, что 50 км уже пройдено, обратной дороги нет! Нужно стопить дальше, что до Волжска, что в обратном направлении! Как только я вышла из Камаза, я заметила, что впереди остановилась фура. Из нее вышла пожилая женщина и машет мне – «Садись, садись, он тебя подвезет». Вот, думаю, я ж всегда мечтала покататься на импортной фуре, посмотреть, что у нее внутри. Мечты сбываются! Сиденья там оказались большие, мягкие. А когда едешь - амортизируют. Внутри шкафчик, мини-кухня, в общем, очень удобный, комфортабельный салон. Водитель, парень из Архангельска, рассказал мне кучу историй: как они с отцом ездили в 90-е, как тогда опасно было. На самом деле, пока я доехала до фестиваля, я сменила машин 8. Я даже на такси проехала автостопом. До фестиваля меня подвозил непосредственно один из организаторов. В общем, было жутко интересно. Ведь ты не знаешь, кто окажется твоим следующим водителем. Автостоп – это уравнение с несколькими неизвестными. Это чистый адреналин в смысле самого передвижения и в смысле поиска общих тем для разговора. Ты знаешь, пока я передвигалась до Волжска, я постепенно начала понимать, в чем заключается миссия автостопщика.


В чем же?

- Сделать так, чтоб от общения с тобой у водителя осталось приятное впечатление, и он с охотой посадил другого автостопщика, следующего за тобой.

И что для этого тебе нужно сделать?

- Водителям иногда приходится находиться в пути долгое время, часто они едут одни, и подсаживают попутчиков, чтобы им было веселее, или ночью поговорить с кем-нибудь, чтобы не заснуть. Поэтому нужно рассказывать им интересные истории, развлекать их. В то же время, разговорить, чтоб они почувствовали в тебе собеседника, и рассказали что-нибудь о себе. Человеку важно, когда его слушают.


Получается, ты не бесплатно ездишь, а по бартеру – клоуном-тире-психологом подрабатываешь.

- Типа того. Тут приходится находить общие темы для разговоров с совершенно незнакомым тебе человеком, а это не так-то просто.

А какие люди обычно останавливаются?

- Останавливаются, как правило, люди активные, открытые, желающие поболтать. Те, которые сами много путешествуют, или когда-то тоже катались автостопом, ребята, которые ездят на разные фестивали, или просто туристы.

Вообще, мне повезло, что первый раз автостопом я поехала именно по этой трассе (Йошкар-Ола - Волжск), потому что в Марий-Эл и других центральных регионах намного охотнее подбирают, чем у нас или в Пермском крае. В Удмуртии можно полчаса, час простоять на трассе – никто не остановится. Так что если бы первая поездка у меня была в Удмуртии, то я, наверно, простояв 15 минут, развернулась и поехала автобусом, и еще не скоро бы познакомилась с автостопом.


А почему у нас так плохо подбирают?

- Ну, во-первых, там намного активнее трафик.

Думаешь, дело в количестве машин?

- Не только. В Удмуртии не так сильно развит автостоп. У нас, скорее всего, народ не доверяет людям, стоящим на трассе.


Переживает за свою безопасность?

Ну, да. Мы – за свою, они – за свою. Вообще, когда долго стоишь, и никто не подбирает, становится как-то не по себе. Но, с другой стороны, когда стопишь вдвоем, мимо проходят фуры, и водители показывают «у нас только одно место» или «мы поворачиваем» и с сожалением пожимают плечами, становится не так обидно.

А существуют какие-то приемы, позволяющие не стоять долго на трассе?

- Подбирают быстрее, если стоишь за пределами населенного пункта, подальше от торговцев арбузами и работающих на трассе девочек. В общем, когда ты один, посреди пустынной трассы, машины быстрее останавливаются.


Жалеют?

- Да, наверное. А еще мы дружелюбно машем и улыбаемся, показывая, что мы - веселые попутчики, и с нами скучать не придется.

Однажды мы опаздывали, нам нужно было срочно в Ижевск на работу, тогда вообще пришлось гнать…

Это как, «гнать»? Вы же едете на попутных машинах, как ты можешь повлиять на скорость своего передвижения?

- Повлиять можно. Мы тогда передвигались очень медленно: останавливались только фуры и тихоходные машины. Я говорю Наталье, своей напарнице: «Мы с тобой стоим как попало. Надо цель поставить - быстрая легковушка». Все, ставим цель - и сразу останавливается легковушка! Вселенная слышит только конкретные запросы, и выполняет, если тебе действительно это надо.


Один из самых важных вопросов для начинающего стопщика – вопрос безопасности передвижения. Существуют какие-то правила, приемы, повышающие безопасность передвижения?

- Безусловно. В первую очередь необходимо обозначить себя как автостопщика. Автостопер должен выглядеть чисто и опрятно, по настроению – дружелюбно. Если ты – девушка, то лучше быть одетой в спортивном стиле (чтоб отличаться от остальных девушек на трассе). У нас, например, всегда рядом стоят рюкзаки, с привязанными ковриками, за спиной – тоже рюкзаки. Потом, лучше надевать на себя одежду рыжего цвета, не помешают светоотражающие полосы. На одежде может быть надпись «Ижевск» или «18 регион». В Европе, например, вообще не принято подвозить людей, не обозначающих себя как автостопщики.

Если говорить о безопасности, то тут нужно сказать, что желательно передвигаться в паре (лучше - мальчик и девочка), хотя в одиночку быстрее (я уже говорила, что в машинах часто бывает только одно свободное место). И с собой не лишним будет иметь палатку, фонарик, газовую горелку и т.п. (это для тех, кто не любит спать под открытым небом, особенно когда идет дождь).

А если говорить об отношениях с водителями то скажу, мы, как только садимся в автомобиль, сразу знакомимся с водителем, говорим ему о том, как здорово, что он остановился (особенно искренне это получается, когда простоишь полчаса). Это сразу располагает водителя к тебе и дает возможность завести разговор. Многие из них задают вопрос: «А не страшно ли вам, вот так подсаживаться к незнакомым людям?» Я отвечаю, что нас подвозят самые лучшие водители, которые ничего плохого нам не сделают. И такие, даже косвенные комплименты, помогают наладить с ними контакт, и даже если у них и были какие-то лихие мыслишки, то они сразу выветриваются. Еще удивляются, что мы водителей по именам помним. А для чего же мы тогда с ними знакомимся, чтобы сразу же забыть, как зовут?

И вообще, главное – это уверенность, что все будет хорошо. Я знаю, что водители бывают «твои» и «нетвои». Даже если стоишь на трассе достаточно долго, и никто не подбирает, все равно не надо унывать. Если машина проезжает мимо – значит там не твой водитель, или через пару километров она сломается. Нужно ждать. Нужно ждать своего водителя. Наши водители не оставляли нас на ночь на трассе! Один дальнобойщик по рации остановил для нас машину, которая двигалась в нашем направлении. Другой – поселил на ночь к своим друзьям-охотникам, когда ночью надвигался ливень. У нас были разные водители, попадались даже те, кто впервые подвозил автостопщиков.

Вообще, по поводу безопасности хочу сказать, если не уверен – лучше вообще не выходить на трассу. Тревога притягивает негатив. Если ты выходишь на трассу, то должен реально представлять, для чего тебе это надо.


Я знаю, что сейчас ты часто передвигаешь автостопом. Скажи, что такое автостоп для тебя? Если б у тебя была возможность полететь самолетом бесплатно, ты бы что выбрала: самолетом или автостопом?

- С самого первого раза, с той поездки на Волжский фестиваль, автостоп меня зацепил. Сейчас я уже регулярно путешествую автостопом. Трасса – это отдельный мир, она манит. Манит ощущением приключения и чувством ДОРОГИ (или ПУТИ) даже больше, чем конечная цель. Представляешь, ты садишься в поезд или в автобус, и едешь к месту назначения. И эти несколько часов ты ничего не делаешь! Просто тупо сидишь и смотришь в окно. А тут на трассе ты встречаешься с разными людьми, с которыми в обычной жизни ты вряд ли бы встретилась. Мне нравится общаться. Общение – это главный адреналин. Выходишь на трассу, а в душе приятно поет: «Уррряяяя! Снова приключения!» Всем желаю приключений и хорошего настроения!

 


В начале ноября в Санкт-Петербурге прошли соревнования по автостопному спорту, которые проводила Гильдия мастеров автостопа (Санкт-Петербург). Правила автостопного спорта похожи на правила спортивного ориентирования. Участники должны пройти трассу в 350 км как можно быстрее, но при этом отметиться на обязательных контрольных пунктах. В этом году победил экипаж в составе военного врача Андрея Мезенцева и студентки Политехнического университета Ксении Арбузовой. Они прошли эту дистанцию за 9 часов 17 минут.

 



Понравилась статья? + 2 3

Комментарии

Добавить комментарий

Сообщить об ошибке